health4women.ru

Как сделать примечание на полях в ворде


Как сделать примечание на полях в ворде

Как сделать примечание на полях в ворде

Как сделать примечание на полях в ворде



Программирование на VBA в Word

Вывод текста в документ Word

Объект Word.Application

Дополнительно ко всем возможностям программирования на VBA, рассмотренным в части I, можно добавить возможности вывода всех результатов вычислений, преобразований, сообщений в документ Word, с возможностью дальнейшего отправления на печать. Для этого необходимо рассмотреть основные объекты приложения Word.

Ключевым в объектной модели Word является объект Application, так как он содержит все остальные объекты Word. Его элементами на разных уровнях иерархии являются около 180 объектов. Сам корневой объект Application имеет более сотни элементов: свойств, методов и событий.

Свойства объекта Word.Application

Свойства любого объекта делятся на две группы: свойства-участники (объекты) и терминальные свойства (обычные переменные VBA).

Единую систему организации панелей меню и инструментальных кнопок обеспечивает объект CommandBars, справок – Assistant, поиска – FileSearch.

Центральными объектами Word являются коллекции Documents и Templates, точнее составляющие их элементы, сам документ и шаблоны.

Рассмотрим объекты второго плана.

Объект AutoCorrect поддерживает работу по автоматической коррекции набираемых текстов. Его возможности эквивалентны команде Автозамена меню Сервис.

Объект Browser позволяет перемещать точку вставки, указывающую на объекты в документе.

Коллекция объектов Dialogs представляет совокупность диалоговых окон, встроенных в Word. Добавлять новые или удалять элементы этой коллекции программным путем нельзя. Но соответствующие окна можно открыть и показать на экране дисплея и тем самым организовать диалог пользователем по теме, заданной соответствующим окном.

Три объекта, связанные с проверкой грамматики и орфографии: Languages, Dictionaries, SpellingSuggestions, – позволяют установить нужный язык, выбрать словарь, в том числе пользовательские словари, а также работать со списком слов, предлагаемых для исправления при обнаружении ошибки правописания. Команды Правописание и Язык меню Сервис предоставляют аналогичные, функциональные возможности при работе с документом вручную.

С помощью объекта Options можно программным путем установить различные опции приложения и документа аналогично тому, как если бы вы выбрали команду Параметры в меню Сервис.

Работа с документами и класс Document

Когда открывается приложение, создается коллекция документов Documents, содержащая все открытые документы. В начальный момент коллекция содержит минимум один новый или ранее существовавший документ. Новый документ добавляется методом Add, а уже существующий – методом Open объекта Documents. Чтобы добраться до нужного документа, достаточно указать его индекс – имя файла, хранящего документ, или его порядковый номер в коллекции. Для той же цели можно использовать и метод Item, но обычно он опускается. Метод Save позволяет сохранить документ, а метод Close, сохраняя документ в файле, закрывает его и удаляет из коллекции.

Глобальное свойство Dialogs возвращает коллекцию диалоговых окон. Константа wdDialogFileOpen задает конкретное диалоговое окно – объект класса Dialog.

Классы, задающие структуризацию текста документа

Текст – это основа большинства документов. Его можно структурировать, оперируя различными единицами при решении тех или иных задач преобразования. Минимальной единицей текста обычно является символ. Кроме этого, существуют следующие единицы: слова, предложения, абзацы, а также более крупные образования: страницы, параграфы, главы.

Классы Characters, Words, Statements, Paragraphs, Sections позволяют работать с последовательностями (коллекциями) символов, слов, предложений, абзацев и разделов. Самой крупной единицей после абзаца выступает раздел. Элементом коллекций Characters, Words и Statements является объект класса Range. Объект Range позволяет работать как с одним элементом, так и с произвольной последовательностью элементов. Документы, поддокументы, абзацы, разделы – все они имеют метод или свойство Range, возвращающее интервал, связанный с объектом. Поэтому работа с текстом так или иначе ведется через методы и свойства объекта Range.

События объекта Document

Объект Document может реагировать на три события, возникающие в результате действий пользователя.

Таблица 16

События объекта DocumentДокумент и его части

Рассмотрим основные классы, определяющие структуру документа.

1. Subdocuments (Subdocument) – коллекция и сам поддокумент. Есть некоторый разумный предел размера одного документа. Если в документе больше 10–20 страниц, работать с ним становится неудобно. В этом случае в нем выделяют главный документ и поддокументы. Главный документ в этом случае имеет коллекцию поддокументов, каждый из них является, по сути, документом, с которым можно работать независимо.

Метод AddFromRange класса SubDocuments создает поддокумент, выделяя из главного документа область, заданную параметром Range.

2. Tables (Table), TablesOfAuthoritiesCategories (T.O.A.C), TablesOfAuthorities (TableOfAuthorities), TablesOfContents (TablesOfContent), TablesOfFigures (TablesOfFigure). Класс Table определяет «обычные» таблицы с произвольным количеством строк и столбцов и произвольным заполнением полей. Остальные классы задают таблицы специального вида.

3. Shapes(Shape), InlineShapes(InlineShape) – эти две коллекции с их элементами позволяют добавлять в документ рисунки, но не только их. ActiveX– и OLE-объекты также являются элементами этих коллекций. Элементы этих двух коллекций отличаются тем, как они привязаны к документу: первые могут свободно перемещаться, вторые жестко привязаны к заданной области документа.

4. Lists(List), ListParagraphs(ListParagraph), listTemplates (ListTemplate) – списки удобно вводить в документ, когда имеешь дело с перечислением. Списки можно оформлять в соответствии с шаблоном. Существуют две группы шаблонов: нумерованные списки и списки-бюллетени. Коллекция ListTemplates содержит шаблоны оформления списков, а класс ListTemplate описывает конкретный шаблон. Шаблон применяется к списку абзацев и придает ему структуру, заданную шаблоном. Коллекция Lists содержит те списки документа (списки абзацев), что оформлены как нумерованные списки или списки-бюллетени. Коллекция ListParagraphs представляет список абзацев всех списков документа. Свойством ListParagraphs, которое возвращает объект соответствующего класса, обладает не только документ, но и объекты List и Range. Так что при наличии списка – объекта List можно выделить список абзацев. Чаще приходится выполнять обратную операцию – применять к списку абзацев один из возможных шаблонов, придав ему «настоящую» структуру списка. Тогда используют объект ListFormat.

5. Comments(Comment), Bookmarks(Bookmark), FootNotes (FootNote), EndNotes(EndNote), Fields(Field) – эти коллекции и их элементы отражают независимые, но близкие по духу понятия. Это части документа, косвенно связанные с ним. При нормальном просмотре документа они могут быть и не видны.

Коллекция comments и класс comment задают комментарии. Комментарии, как известно, вводятся для пояснения тех или иных терминов или понятий документа. Формально они приписываются некоторой области – объекту range.

Большой документ, к отдельным частям которого приходится часто обращаться, стоит снабдить закладками. Коллекция bookmarks задает все закладки данного документа.

Еще один способ комментирования – сноски. Они могут быть двух видов: подстраничные (внизу страницы) и концевые (в конце документа). Первые собраны в коллекцию footnotes, вторые – endnotes.

6. Fields (Field) – эта коллекция позволяет работать с полями документа. Одна из особенностей полей состоит в том, что их значения обновляются автоматически в зависимости от изменившихся внешних условий или контекста.

7. Story Ranges (Range) – эта коллекция представляет совокупность частей документа, называемых фрагментами (Story). Количество различных фрагментов документа фиксировано. Нельзя добавлять элементы в эту коллекцию обычным способом, используя метод Add. Фрагменты появляются в коллекции, когда создается соответствующая часть документа.

Фрагменты имеют тип, задаваемый константами из перечисления wdStoryType. Главный фрагмент – текст документа, тип которого задается константой wdMainTextStory. Комментарии, ссылки, колонтитулы составляют фрагменты других типов, т. е. сам фрагмент является объектом Range. Так что благодаря фрагментам можно, например, работать с коллекцией комментариев как с единой областью.

8. Variables (Variable) – с документом можно связать коллекцию переменных типа Variant. Это важная для программистов коллекция, так как время жизни переменных, в нее входящих, совпадает со временем жизни документа. Тем самым появляется возможность сохранять информацию о работе той или иной процедуры между сеансами. Например, можно иметь счетчики, подсчитывающие число вызовов макроса, и в зависимости от этого по-разному определять его дальнейшую работу.

Объекты Range и Selection

Объект Document имеет метод Range, возвращающий объект Range, и метод Select, создающий объект Selection. Метод Range – это функция, возвращающая как результат объект Range; метод Select – это процедура без параметров, которая создает объект Selection в качестве побочного эффекта. Объект Range имеет метод Select, превращающий область объекта Range в выделенную. Тем самым метод Select определяет новый объект Selection. Симметрично, объект Selection имеет свойство Range, возвращающее объект Range, соответствующий выделенной области.

Большинство ранее описанных частей документа являются и частями (свойствами) объектов Range и Selection.

Объект Range напоминает матрешку: в каждую область вложена область поменьше. Вот пример корректного (хоть и не самого эффективного) задания объекта Range:

ActiveDocument.Range.Sections(1).Range.Paragraphs(l).Range.Sentences(1). Words(1).Characters(1)

Работа с текстом

Объекты Range и Selection позволяют выполнять основные операции над текстом: «выделить», «добавить», «заменить», «удалить». У наших объектов большой набор методов, позволяющих реализовать эти операции. Все рассматриваемые здесь методы принадлежат обоим объектам, если не сделана специальная оговорка.

Выделение

Выделить некоторую часть текста по существу означает определить объект Range или Selection. Объекты задают некоторую область в тексте документа, а их свойства Start и End позволяют установить начало и конец этой области. Меняя значения свойства, можно задать нужную область выделения.

Move является основным методом перемещения точки вставки. Остальные методы этой группы – в той или иной степени его модификации. Метод Move(Unit, Count) сжимает область в точку, стягивая ее в начало или конец, а затем перемещает точку вставки. Параметр Unit определяет единицы перемещения, a Count – количество этих единиц (по умолчанию 1). Знак переменной Count задает направление стягивания и перемещения. Положительные значения этого параметра задают стягивание к концу и перемещение вперед, отрицательные – стягивание в начало и перемещение назад. Чистое стягивание без перемещения точки вставки задается как перемещение на одну единицу. Метод возвращает количество единиц, на которое фактически произошло перемещение, или 0, если оно не осуществлено. Параметр Unit принимает значения wdCharacter (по умолчанию), wdWord, wdSentence, wdParagraph, wdSection, wdStory, wdCell, wdColumn, wdRow и wdTable.

Методы перемещения на сам текст не влияют – лишь изменяют область, заданную объектами Range и Selection. Поэтому эти методы применимы только к переменным типа Range, но не к фиксированным областям. Например, запись

ActiveDocument.Paragraphs(l).Range.Move

не имеет эффекта, поскольку область первого абзаца – вещь неизменяемая. Метод Move стягивает область в точку, которая и перемещается, поэтому после его выполнения область исчезает, остается только точка вставки. Методы MoveStart и MoveEnd перемещают начальную или конечную точку области, обычно тем самым расширяя область.

Удаление текста

Метод Delete позволяет удалить текст. Вызванный без параметров, он удаляет вызывающий его объект Range или Selection. Если он применен в форме Delete(Unit,Count), удаляется часть текста в указанной области. Параметр Unit задает единицы, но при удалении возможны только два значения: wdWord и wdCharacter. Параметр Count задает количество удаляемых единиц. Если область стянута в точку, удаляются символы перед точкой вставки или после нее в зависимости от знака параметра Count.

Вставка текста

Группа методов Insert объектов Range и Selection позволяет осуществлять вставки в документ. Для вставки текста используются методы InsertBefore(Text) и InsertAfter(Text). Параметр text типа string задает текст, вставляемый до или после области, заданной объектами range или selection. После вставки текста область автоматически расширяется, включая в себя добавляемый текст.

Свойство Text позволяет заменять текст в выделенной области, поэтому нет нужды вызывать метод Insert(Text). Методы InsertBefore и InsertAfter безопасны, так как текст добавляется, не изменяя содержимого области. Совсем иное дело – методы вставки, которые далеко не безопасны. При вставке внутрь области, например при использовании метода InsertSymbol или InsertParagraph, заменяется содержимое области.

Работа с буфером

Метод Сору, не имеющий параметров, копирует объект (содержимое области) в буфер. Метод cut, действуя аналогично, должен бы заодно и удалять объект. Но сам объект не удаляется – только стягивается в точку, так что над ним возможны дальнейшие операции.

Иногда в буфер копируют не текст, а его формат. Этим занимается метод CopyFormat, копирующий формат по первому символу объекта selection. Если этот символ – метка абзаца, копируется формат абзаца. Методом CopyFormat обладает только объект selection.

Метод Paste позволяет поместить («приклеить») содержимое буфера в область, заданную объектами Range и Selection. Эта операция опасна, так как происходит замена, а не добавление текста. Поэтому обычно метод Paste применяется к объектам Range и Selection, предварительно стянутым в точку вставки. Метод PasteFormat применяет форматирование, хранящееся в буфере, к объекту Selection.

Например, создадим макрос, который вставляет список «урок, экзамен, сдал!», копирует его и помещает еще раз на лист.

Sub Макрос1()

With Selection.ParagraphFormat

Selection.TypeText Text:="Работа с текстом:"

Selection.TypeParagraph

With

ListGalleries(wdBulletGallery).ListTemplates(1)._ListLevels(1)

End With

End With

ListGalleries(wdBulletGallery).ListTemplates(1).Name = ""

Selection.Range.ListFormat.ApplyListTemplate

ListTemplate:=ListGalleries(wdBulletGallery).ListTemplates(1), ContinuePreviousList:=False, ApplyTo:= _wdListApplyToWholeList, DefaultListBehavior:=wdWord10ListBehavior

Selection.TypeText Text:="урок"

Selection.TypeParagraph

Selection.TypeText Text:="экзамен"

Selection.TypeParagraph

Selection.TypeText Text:="сдал"

Selection.TypeParagraph

Selection.Range.ListFormat.RemoveNumbers

NumberType:=wdNumberParagraph

Selection.TypeParagraph

Selection.Font.Bold = wdToggle

Selection.Font.Italic = wdToggle

Selection.TypeText Text:="Работа завершена!"

Selection.WholeStory

Selection.Copy

Selection.PasteAndFormat (wdPasteDefault)

Selection.PasteAndFormat (wdPasteDefault)

End Sub

Работа с текстом (продолжение)

Наиболее важной особенностью работы на VBA в Word является вставка текста в документ при работе с приложениями. Для этого служат объекты Range и Selection, которые являются главными для практически любых операций, которые можно выполнять с помощью Word VBA. Некоторые из этих действий можно применять к документам в целом, но в общем случае вам необходим диапазон или выделенная область, прежде чем вносить изменения. Мы, однако, рассмотрим действия с документом при его создании.

Открытый документ Word уже содержит объекты Range, соответствующие многим его элементам. Каждый абзац, таблица, ячейка таблицы, комментарий и т. д. определяют диапазоны. Например, для того чтобы вставить некоторый текст в уже существующий документ, необходимо прописать код:

ActiveDocument.Paragraphs(1).Range.Text = «Oxo-xo!!»

Причем данная строка будет расположена в конце существующего параграфа. С другой стороны, используя объект Selection, можно также вставить некоторый текст в документ, используя метод Add и присвоение свойства Text объекту Selection:

If Documents.Count = 0 Then Documents.Add

Selection.Text = "Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA, « + TextBox1.Text +», и отвечает запросам всех программистов!»

В результате выполнения данного программного кода в документе Word будет выведена строка:

Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA, Светлана, и отвечает запросам всех программистов!

Здесь имя Светлана, например, считано с текстового поля некоторой формы, имеющей всего одно поле ввода для имени и кнопку «Вывод текста» (рис. 64).


Рис. 64. Форма ввода данных

При работе с текстом на рабочем листе Word необходимо знать следующие коды:

определение цвета

Selection.Font.Color =

wdColorRed – красный

wdColorDarkRed – бордовый

wdColorDarkTeal – бирюзовый

wdColorBlue – синий

wdColorGreen – зеленый

wdColorBlack – черный

wdColorOrange – оранжевый

определение жирности

Selection.Font.Bold =

wdToggle – жирность

определение начертания

Selection.Font.Italic=

wdToggle – курсив

определение выравнивания

Selection.ParagraphFormat.Alignment=

wdAlignParagraphRight – выравнивание по правому краю

wdAlignParagraphCenter – выравнивание по центру

wdAlignParagraphJustify – выравнивание по левому краю

вставка в текст конкретного предложения

Selection.TypeText Text:="Пример работы с текстом"

вставка новой пустой строки

Selection.TypeParagraph

установка размера букв

Selection.Font.Size = 14

Примечание. Для правильного оформления кода пользуйтесь возможностями создания макроса написания программы.

Одним из элементов оформления диалоговых окон является элемент управления Image (рисунок). Его основные свойства:

Autosize – изменяет размер рисунка на форме (автоматически или нет);

Picture – отображает графический файл, выводимый на форму;

pictureSizeMode – устанавливает масштабирование рисунка (не весь рисунок, вся поверхность объекта, целиком внутри объекта);

PictureAligment – устанавливает расположение рисунка внутри объекта (слева, справа, вверху, внизу);

pictureTilling – покрывает объект мозаикой из рисунка.

Данные свойства либо устанавливаются в окне свойств объекта, либо прописываются в листинге.

Пример 30. Создать программу, которая будет производить подсчет количества теплоты, выделяемой в проводнике при протекании в нем тока. Формула для расчета количества теплоты известна под именем закона Джоуля – Ленца:

где Q – количество теплоты в Джоулях;

U – напряжение в вольтах;

t – время в секундах;

S – площадь поперечного сечения проводника в квадратных миллиметрах;

l – длина проводника в метрах;

р – удельное сопротивление материала проводника в Ом ? мм2/м.

Все исходные данные вводятся в текстовые поля формы. По итогам вычисления результат в виде объяснительной записки выводится в документ, а численный результат – в специальное окно формы.

Технология выполнения

Создайте форму по приведенному рис. 65.


Рис. 65. Разработанная форма примера 30 в рабочем состоянии и вывод результирующих сведений в документ word

При создании формы установите необходимые свойства элементов. Установите свойство Locked элемента TextBox6 как True, чтобы не допустить случайного ввода пользователем в него текста.

Описание процедур

Private Sub CommandButton1_Click()

If Documents.Count = 0 Then Documents.Add

Selection.Text = "При прохождении тока напряжением в " + TextBox1.Text + "вольт по проводнику длиной " + TextBox4.Text + " метров, сечением " + TextBox3.Text + "кв. мм и удельным сопротивлением " + TextBox5.Text + " Оммм2/м за " + TextBox2.Text + " секунд выделится " + TextBox6.Text + « джоулей теплоты»

Selection.Collapse direction:=wdCollapseEnd

End Sub

Private Sub CommandButton2_Click()

Unload Me

End Sub

Private Sub TextBox1_Change()

scet

End Sub

Private Sub TextBox2_Change()

scet

End Sub

Private Sub TextBox3_Change()

scet

End Sub

Private Sub TextBox4_Change()

scet

End Sub

Private Sub TextBox5_Change()

scet

End Sub

Private Sub scet()

If IsNumeric(TextBox1.Text) = True And

IsNumeric(TextBox2.Text) = True And

IsNumeric(TextBox3.Text) = True And

IsNumeric(TextBox4.Text) = True And

IsNumeric(TextBox5.Text) = True And Not Val(TextBox4.Text)

= 0 And Not Val(TextBox5.Text) = 0 Then

rez = ((Val(TextBox1.Text) ^ 2) Val(TextBox2.Text)

Val(TextBox3.Text)) / (Val(TextBox4.Text)

Val(TextBox5.Text))

TextBox6.Text = Str$(rez)

CommandButton1.Enabled = True

Else

TextBox6.Text = ""

CommandButton1.Enabled = False

End If

End Sub

Примечание. При работе данного приложения все значения полей ввода должны быть числовыми. В VBA есть специальная функция для проверки того, является или нет введенная строка записью числа – IsNumeric. Для проверки отличия от нуля значений в последних двух полях ввода используется функция Val, которая переводит строковое выражение в числовое, если это строковое выражение содержит в своем начале цифры (или все состоит из них).

Функция Str делает преобразование, обратное тому, что производит Val, – конвертирует числовое значение выражения в строковое, что позволяет этому значению в дальнейшем обрабатываться как строке.

Таким образом, функции Val и Str преобразуют типы данных обрабатываемых ими переменных, соответственно, из строкового в числовой и из числового в строковый (см. главу 3).

Создание кнопки или панели в Word

Назначить форме кнопку или пункт меню для непосредственного вызова приложения из Word нельзя – это можно сделать только для модулей. Поэтому нужно применить следующий способ. Создайте макрос (Меню + Insert + Module) в открытом проекте:

Sub counter()

userForm1.Show

End Sub

Переименуйте этот макрос по своему усмотрению, например Teplo. И выполните следующие действия.

1. Щелкните правой кнопкой мыши в любом месте панели инструментов.

2. В этом меню выберите команду Настройка (или Сервис + Настройка).

3. В диалоговом окне Настройка щелкните на ярлыке вкладки Команды.

4. Прокрутите список Категории вниз и найдите пункт Макросы. Выберите этот пункт. В списке «Сохранить в» выберите имя вашего документа, в котором создан макрос (рис. 66).


Рис. 66. Поиск макроса для создания кнопки

5. В правом окне найдите необходимый макрос (либо VBA-программу).

6. Перетащите имя этого макроса или программы на панель инструментов.

7. Создайте соответствующую надпись кнопки и, если нужно, рисунок (при помощи правой кнопки мыши).

8. Закройте диалоговое окно Настройка, чтобы завершить работу.

По выполнении всех перечисленных пунктов будет создана кнопка запуска приложения.

Задачи на закрепление материала

Пример 31. Создать программу, позволяющую заполнять стандартные заявления студентов учебного заведения, если все необходимые данные заполняются в соответсвующих текстовых полях формы, а причина пропусков занятий выбирается из раскрывающегося списка (рис. 67, 68).


Рис. 67. Разработанная форма примера 31 в рабочем состоянии

Пример 32. Создать программу, позволяющую рассчитать сумму денег, затрачиваемых на бензин при поездке на дачу.

При этом учесть следующее: условия поездки могут быть: в одну сторону, туда и обратно, можно сесть на чужую машину (данные условия учитываются в раскрывающемся списке «условия поездки» на создаваемой форме).

Классному руководителю

группы АС-42

Сидорову О.И.

от студента(ки)

Петренко Олега Ивановича

Заявление

Прошу считать пропуск за 15.05.2007 уважительным по причине: по семейным обстоятельствам.

(Петренко Олег Иванович)(18.05.2007)

Рис. 68. Примерный формат вывода заявления в документ word

Полученный результат вычисляется по формуле:

Результат = расстояние (потребление бензина на 100 км) / 100цену бензина за литр.

Учесть, что если выбрали условие поездки «на чужой машине», то цена бензина равняется 0 руб.

Рис. 69. Разработанная форма примера 32 в рабочем состоянии

Также учесть, что если при вычислении результат превысит 400 руб., то выдать сообщение «Может, пойдем на рынок?».

При создании формы придерживаться рис. 69, при выводе текста в документ Word – рис. 70.

При поездке на дачу, находящуюся на расстоянии 55 км, при цене бензина за литр 18,50 руб., потребление бензина составит 101,75 руб.

Рис. 70. Примерный формат вывода расчетов в документ word

Пример 33. Разработать программу, которая выдает Отчет о доходе вкладчика на настоящий момент. При этом учесть, что в интерфейсе формы процентная ставка выбирается из раскрывающегося списка (предусмотреть два вида процентов).


Рис. 71. Разработанная форма примера 33 в рабочем состоянии

При вычислении придерживаться следующих формул:

если схема вычисления простая, то

Доход = внесенная сумма + внесенная сумма процентную ставку/100срок/360;

если схема вычисления сложная, то

Доход = внесенная сумма + внесенная сумма процентную ставку/100срок/360 +0,01(внесенная сумма процентную ставку/100срок/360).

При разработке интерфейса формы опираться на приведенный рис. 71, а при выводе расчетов в документ Word – рис. 72.

Отчет о доходе

На настоящий момент гражданин(ка) Евсеева Ольга Константиновна имеет на своем счету по простым процентам при начальной сумме вложения 1000 руб. за 150 дней при 2 %-ной ставке 1008,33 руб.

Рис. 72. Примерный формат вывода расчетов в документ word

Результат вычислений с соответствующими пояснениями выводится в документ Word, а в поле формы выдается числовой результат произведенных расчетов.

Пример 34. Разработать программу, позволяющую заполнять заявление на восстановление студенческого билета при его порче (украли, потерял, постирал и т. д.). Причину порчи предусмотреть в раскрывающемся списке создаваемой формы.

При работе придерживаться приведенных рис. 73 и 74.

Курсивом выделены выражения, вставляемые программой после того, как будут заполнены соответствующие текстовые поля разрабатываемой формы.


Рис. 73. Разработанная форма примера 34 в рабочем состоянии


Рис. 74. Примерный формат вывода заявления в документ word

Автоматизация стандартных документов

Диалоговые окна

В VBA существуют две возможности создания диалоговых окон, позволяющих вести интерактивный диалог с пользователями.

Окно сообщений MsgBox выводит простейшие сообщения для пользователя, а окно ввода InputBox обеспечивает ввод информации.

Функция InputBox выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение и поле ввода, устанавливает режим ожидания ввода текста пользователем или нажатия кнопки, а затем возвращает значение типа String, содержащее текст, введенный в поле.

Синтаксис:

InputBox(сообщение [,заголовок] [,default] [,xpos] [,ypos])

Аргументы:

сообщение – строковое выражение, отображаемое как сообщение в диалоговом окне. Может содержать несколько строк. Для разделения строк допускается использование символа возврата каретки (chr(13)), символа перевода строки (chr(10)) или комбинации этих клавиш (chr(13) & chr(10));

заголовок – строковое выражение, отображаемое в строке заголовка диалогового окна. Если этот аргумент опущен, в строку помещается имя приложения;

Default – строковое выражение, отображаемое в поле ввода как используемое по умолчанию, если пользователь не введет другую строку. Если этот аргумент опущен, поле ввода отображается пустым;

Xpos – числовое выражение, задающее расстояние по горизонтали между левой границей диалогового окна и левым краем экрана;

Ypos – числовое выражение, задающее расстояние по вертикали между верхней границей диалогового окна и верхним краем экрана.

Чтобы передать эту информацию (введенное значение в поле ввода) программе, присвойте возвращенное функцией InputBox значение строковой переменной (рис. 75), например:

strA=InputBox(«Какие места предпочитаете?»,"РЖД","У окна")

Рис. 75. Результат функции InputBox

Процедура MsgBox выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение, устанавливает режим ожидания нажатия кнопки пользователем, а затем возвращает значение типа Integer, указывающее, какая кнопка была нажата.

Синтаксис:

MsgBox(сообщение [, кнопки] [,заголовок] [,файл_справки, раздел])

Аргументы:

сообщение – строковое выражение, отображаемое как сообщение в диалоговом окне;

кнопки – числовое выражение, представляющее сумму значений, которые указывают число и тип отображаемых кнопок, тип используемого значка, основную кнопку и модальность окна сообщения. Значение по умолчанию равно 0. Все значения данного аргумента см. в табл. 17, 18;

заголовок – строковое выражение, отображаемое в строке заголовка диалогового окна. Если этот аргумент опущен, в строку помещается имя приложения;

файл справки – строковое выражение, определяющее имя файла справки, содержащего справочные сведения о данном диалоговом окне. Если этот аргумент указан, необходимо наличие также аргумента context;

раздел – числовое выражение, определяющее номер соответствующего раздела справочной системы.

Таблица 17

Значения аргумента кнопки процедуры MsgBox

Примечание. Первые кнопки активны по умолчанию.

Таблица 18

Значения аргумента кнопки процедуры MsgBox

Если в окне сообщения всего две кнопки, для выяснения, на какой из кнопок был щелчок, прекрасно подходит оператор If … then. Например:

If MsgBox («Начинать?», vbYesNo)= vbYes then

Операторы на действие этой кнопки

Else

Операторы на действие другой кнопки

End if

Пример 35. Создать программу таким образом, чтобы при запуске формы, вводе имени в текстовое поле и нажатии на кнопку «Вывод текста» появлялось диалоговое окно, запрашивающее разрешение вывести текст (рис. 76).


Рис. 76. Форма примера 35 в режиме конструктора

Листинг работы формы

Private Sub CommandButton1_Click()

If MsgBox(«Вывести текст?», vbYesNo) = vbYes Then

If Documents.Count = 0 Then Documents.Add Selection.Text = «Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA, „+ TextBox1.Text + «, и отвечает запросам всех программистов!“

Selection.Font.Color = wdColorBlue

Selection.Font.Bold = wdToggle

Selection.Font.Italic = wdToggle

Else

Unload Me

End If

End Sub

В результате запуска приложения (рис. 77) в документе Word появится предложение:

Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA, Света, и отвечает запросам всех программистов!

Рис. 77. Форма примера 35 в рабочем режиме

Задачи на закрепление материала

Пример 36. Создать форму, имитирующую простейшую игру в орла и решку (рис. 78). Игрок выставляет флажок вместо подбрасывания монеты, а компьютер после нажатия кнопки Бросание монеты запускает случайное число, соответствующее орлу или решке. При совпадении выигрывает компьютер, при несовпадении – игрок. Все действия сопровождаются всплывающими диалоговыми окнами.

Технология выполнения

1. Создайте форму для реализации этой игры.

2. Описание процедур.

Кнопка Бросание монеты

Private Sub CommandButton1_Click()

Randomize

монета = Int(2 Rnd)

If OptionButton1.Value = True Then

If монета = 0 Then MsgBox «не везет. Займись-ка лучше изучением VBA»

If монета = 1 Then MsgBox «везунчик. Поздравляю, ты выиграл»

End If

If OptionButton2.Value = True Then

Рис. 78. Разработанная форма примера 36 в рабочем состоянии и диалоговое окно, реагирующее на результат игры

If монета = 1 Then MsgBox «не везет. Займись-ка лучше изучением VBA»

If монета = 0 Then MsgBox «везунчик. Поздравляю, ты выиграл»

End If End Sub

Кнопка Выход из игры

Private Sub CommandButton2_Click()

Dim ima As String

intA = MsgBox(« Нажмите кнопку!», vbYesNoCancel +

vbExclamation + vbDefaultButton3, «VBA для чайников!»)

If MsgBox(«начинать?», vbYesNoCancel) = vbYes Then

ima = InputBox(«введите Ваше имя», «Пример окна ввода»)

If ima <> "" Then

MsgBox «Привет,» & ima, vbInformation, «Пример окна сообщения»

Else

MsgBox «невежа, ты забыл ввести свое имя» & ima, vbExclamation, «еще один пример окна сообщения» End If

Else

If MsgBox(«ты точно подумал?», vbYesNoCancel) = vbNo Then

MsgBox («ха-ха»)

Else: MsgBox « Ну наконец-таки!»

Unload Me

End If

End If End Sub

Пример 37. В разработанном игровом приложении предусмотреть создание окна «Банк», в котором будет выводиться результат очков игрока при остановке игры. Правила игры: при выигрыше игрока добавляется единица к сумме, лежащей в банке, при проигрыше – добавляется компьютеру (отнимается из суммы, лежащей в банке).

Предусмотреть все необходимые диалоговые окна.

Пример 38. Смоделировать полную игру в орел и решку. Игрок вносит в банк определенную сумму денег. Во время игры нельзя добавлять деньги в банк. Игра состоит из последовательности шагов, априори конечных. На очередном шаге игрок загадывает либо орел, либо решку. Компьютер «бросает» монету. Если «монета падает той же стороной», которую задал игрок, то банк увеличивается на единицу, в противном случае – уменьшается на единицу. Игра заканчивается либо по желанию игрока, либо когда величина банка становится нулем или больше 10 000 руб. (определенная сумма). Игрок забирает себе содержимое банка. Можно предусмотреть максимальные и минимальные суммы, которые были в банке в течение всей игры.

Примечание. Можно смоделировать бросание игральной кости, используя функцию Int(6 Rnd)+1. Правила меняются: выиграл тот, кто больше бросил.

Технология выполнения

Рассмотрим один из вариантов решения данной задачи. Усложним эту задачу тем, что каждое последующее окно вызывается соответствующим действием.

1. Пусть при запуске приложения появляется первое диалоговое окно (рис. 79). При нажатии на кнопку «Начать игру» появляются диалоговые окна, запрашивающие имя игрока и подтверждение начать игру (см. рис. 80). После чего появляется форма ввода ставок (см. рис. 81).

Private Sub CommandButton1_Click()

imya = InputBox(«введите ваше имя», «Регистрация», «????»)

If MsgBox(«Начинать?», vbYesNo, «Вы не передумали?») =

vbYes Then

UserForm2.Show

Else

UserForm4.Show

End If

End Sub

Данная форма производит начальный выбор ставки и запускает главную форму примера 38.


Рис. 79. Диалоговое окно запуска игры примера 38


Рис. 80. Диалоговые окна начала игры


Рис. 81. Диалоговое окно выбора ставки

Кнопка Бросок имитирует подбрасывание монеты игроком, производит расчет выигрыша и проигрыша игрока, выводя соответствующие значения в текстовые окна с сообщением счета игры (рис. 82).


Рис. 82. Главная форма примера 38, имитирующая игру в орел и решку

Кнопка Бросок

Private Sub CommandButton1_Click()

TextBox1.Value = TextBox1.Value + 1

If b = Fix(Rnd 2 + 1) Then

TextBox4.Value = TextBox4.Value + 1

TextBox5.Value = TextBox5.Value + 1

Else

TextBox4.Value = TextBox4.Value – 1

TextBox6.Value = TextBox6.Value + 1

If TextBox4.Value < 1 Then

MsgBox («Вы проиграли!!!»)

UserForm4.Show

End If

End If

If Val(TextBox2.Text) < Val(TextBox4.Text) Then

TextBox2.Value = Val(TextBox4.Text)

Else

If Val(TextBox3.Text) > Val(TextBox4.Text) Then

TextBox3.Value = Val(TextBox4.Text)

End If

End If

OptionButton1.Value = False

OptionButton2.Value = False

CommandButton1.Enabled = False

End Sub

Кнопка Выход завершает игру, выдает итоговые сообщения (см. рис. 83).

Private Sub CommandButton2_Click()

MsgBox («Партий» + TextBox1.Value + (Chr(13)) + «в банке „ + TextBox4.Value + (Chr(13)) + „ваш максимум“ + TextBox2.Value + (Chr(13)) + „ваш минимум“ + TextBox3.Value + (Chr(13)) + „счет“ + TextBox5.Value +“:» + TextBox6.Value)

UserForm4.Show

End Sub

Private Sub UserForm Initialize()

Unload UserForm2

OptionButton1.Value = True

TextBox4.Value = a

Label6.Caption = imya

TextBox2.Value = TextBox4.Value

TextBox3.Value = TextBox4.Value

End Sub

Рис. 83. Итоговые расчеты игры примера 38

Примечание. Для корректной работы игры необходимо создать модуль, в котором объявить глобальные переменные, содержащие сведения о значении начальной ставки и имени игрока, а также запускающий первую форму игры при помощи кнопки на панели инструментов. Кроме того, необходимо доработать все модули для соответствующих форм (рис. 84).


Рис. 84. Объявление глобальных переменных и создание модуля запуска главной формы игры в примере 38

Создание VBA-программ

Пример 39. При оплате за обучение студент вносит деньги в кассу, где бухгалтер заполняет от руки квиток об оплате. Автоматизировать ручную работу бухгалтера, создав форму, заполняющую карточку оплаты, которую можно при необходимости отправить на печать.

Технология выполнения

Интерфейс шаблона и приложения

В качестве интерфейса сначала рассмотрим самую простую форму приложения, отвечающего условиям задачи и включающего в себя соответствующие текстовые поля ввода и рабочие кнопки (рис. 85).


Рис. 85. Форма примера 39 в рабочем состоянии

Далее рассмотрим, как автоматизировать печать квитанции об оплате за обучение.

Начнем с разработки бланка стандартного документа (печатной формы). Эту форму можно сделать на базе шаблона с текстовыми полями, в которые будут заноситься изменяющиеся сведения. Для этого выполните следующие команды: Файл + Создать. В правой части окна нового документа выберите раздел Шаблоны и гиперссылку На моем компьютере (рис. 86). После чего появится диалоговое окно Шаблоны (рис. 87), в котором на вкладке Общие необходимо выделить пиктограмму Новый документ и поставить переключатель Шаблон в рамке Создать.

Включите панель Формы (Вид + Панели инструментов + Формы). Для дальнейшей работы понадобится только один элемент этой панели – Текстовое поле

которое позволяет создать на форме изменяющееся поле (либо посредством кода, либо самим пользователем). Выбирая курсором место в документе Word для расположения соответствующего поля и расположив на нем элемент Поле, можно получить необходимую форму. Для того чтобы расширить поле, надо поставить в него курсор и несколько раз нажать Tab. Для того чтобы подчеркнуть поле, выделите его как текст и примените к нему подчеркивание.


Рис. 87. Диалоговое окно Шаблоны

Создайте шаблон документа, придерживаясь рис. 88.


Рис. 88. Шаблон документа word, в который вносятся данные для печати

В некоторых полях (поля выделены серым фоном) можно ввести значения по умолчанию. Значение по умолчанию устанавливается при помощи диалогового окна Свойства, которое можно вывести на экран следующим образом:

щелкнуть правой клавишей мыши по необходимому текстовому полю;

в появляющемся контекстном меню выбрать Свойства;

указать значение по умолчанию (рис. 89).

Значения по умолчанию позволяют менять только те данные, которые должны изменяться нечасто. Например, оплата за обучение в основном одна и та же – 1500 руб., поэтому значение этого поля будет меняться не очень часто.


Рис. 89. Установка параметров текстового поля «сумма_опл»

Рассмотрим и другие необходимые элементы рабочего окна «Параметры текстового поля». В поле Тип указывается тип значения, которое можно помещать в поле. Можно заполнить поле Максимальная длина, хотя наиболее важным для дальнейшего использования кодом VBA является поле Закладка. Значение этого поля будет служить меткой, в которую должен устанавливаться курсор, перед помещением в документ очередной порции информации. Поэтому, как только все необходимые поля определены, нужно указать для каждого из них осмысленные метки. Для бланка документа Word, приведенного на рис. 86, зададим (последовательно) такие метки:

Фамилия – фамилия студента;

Имя – имя студента;

Отчество – отчество студента;

Группа – наименование группы;

Месяц_опл – название месяца, за который вносится оплата;

Сумма_опл – внесенная сумма;

ФИО_бух – фамилия принявшего бухгалтера;

Дата_опл – дата оплаты.

После окончания разработки формы документа сохраним его под именем Оплата за учебу в каталоге Шаблоны. На рис. 88 представлен шаблон созданного документа с изменяющимися полями.

Создание модуля Печать для шаблона документа

Далее необходимо перейти в редактор VBA и создать форму приложения, отвечающего условиям задачи (рис. 85).

В листинге представлен код процедуры печати бланка квитанции об оплате, сопутствующие и отладочные процедуры.

Листинг (занести в Модуль1 проекта Оплата за учебу)

Option Explicit

Option Base 1

' переменные формы приложения

Public фам1 As String

Public имя1 As String

Public отчество1 As String

Public групп1 As String

Public месяц As String

Public сумма As String

Public бух As String

Public дата As String

' переменные формы шаблона документа

Public фамилия As String

Public имя As String

Public отчество As String

Public группа As String

Public месяц_опл As String

Public сумма_опл As String

Public фио_бух As String

Public дата_опл As String

Dim book(8) As String

Dim dataMas(8) As String

Dim i As Integer

Sub Печать() 'процедура печати бланка

'Заносим информацию в массивы bookmarmas, datamas

book(1) = «фамилия»: dataMas(1) = фамилия

book(2) = «имя»: dataMas(2) = имя

book(3) = «отчество»: dataMas(3) = отчество

book(4) = «группа»: dataMas(4) = группа

book(5) = «месяц_опл»: dataMas(5) = месяц_опл

book(6) = «сумма_опл»: dataMas(6) = сумма_опл

book(7) = «фио_бух»: dataMas(7) = фио_бух

book(8) = «дата_опл»: dataMas(8) = дата

'заполнение полей квитанции:

For i = 1 To 8

ActiveDocument.FormFields(ActiveDocument.Bookmarks(book(i)).Name).Result = dataMas(i)

Next

ActiveDocument.PrintPreview Выполняется предварительный просмотр печати.

'Для того чтобы реально распечатать документ, применяется метод PrintOut объекта Application (см. Help)

UserForm1.Hide

End Sub

В связи с различием переменных, принимаемых и передаваемых на печать, объявим как Public переменные двух видов: получаемые интерфейсной частью приложения и печатаемые в форме шаблона.

Обратите внимание на то, что здесь все данные имеют тип String. Такие однотипные данные позволяют записывать их в поля формы в цикле, содержащем всего два оператора (см. описание листинга).

Создание модулей работы кнопок формы приложения

Работа кнопки Выдать справку состоит в считывании введенной информации в текстовые поля формы приложения, передаче их значений переменным формы шаблона документа с дальнейшим выводом информации в шаблон документа.

Option Explicit

Private Sub CommandButton1_Click()

фамилия = фам1

имя = имя1

отчество = отчество1

группа = групп1

месяц_опл = месяц

сумма_опл = сумма

фио_бух = бух

дата_опл = дата

Call Печать

End Sub

Процедуры присваивания переменным формы приложения введенных значений в текстовые поля формы.

Private Sub textBox1_change()

фам1 = TextBox1.Value

End Sub

Private Sub textBox2_change()

имя1 = TextBox2.Value

End Sub

Private Sub textBox3_change()

отчество1 = TextBox3.Value

End Sub

Private Sub textBox4_change()

групп1 = TextBox4.Value

End Sub

Private Sub textBox5_change()

месяц = TextBox5.Value

End Sub

Private Sub textBox6_change()

сумма = TextBox6.Value

End Sub

Private Sub textBox7_change()

бух = TextBox7.Value

End Sub

Private Sub textBox8_change()

дата = TextBox8.Value

End Sub

Откомпилируйте программу и запустите на проверку.

Задача на закрепление материала

Пример 40. Разработать форму бланка почтового перевода для облегчения труда сотрудников, связанных с частым оформлением денежных переводов.

Готовый шаблон документа и форма даются на рис. 90 и 91.

Рис. 90. Пример упрощенного бланка почтового перевода с текстовыми изменяющимися полями (шаблон документа)


Рис. 91. Форма Рассылка в режиме выполнения для примера 40


Источник: http://www.razlib.ru/kompyutery_i_internet/ofisnoe_programmirovanie/p3.php




Как сделать примечание на полях в ворде

Как сделать примечание на полях в ворде

Как сделать примечание на полях в ворде

Как сделать примечание на полях в ворде

Как сделать примечание на полях в ворде

Как сделать примечание на полях в ворде

Как сделать примечание на полях в ворде

Как сделать примечание на полях в ворде

Похожие новости:












Как обустроить группу в детском саду фото своими руками
Как сделать в домашних условиях копченое сало
Как сделать фильм в интернете на весь экран
Поздравить подругу с днем рождения прикольно друга
Почему не работают дворники на ваз 2106
Почему не горит елочная гирлянда
Деревенская простая баня своими руками
Подарок на 8 марта своими руками крючком видео
Компьютерная мышь своими руками
Как сделать резервную копию виндовс 7 на флешку
Цветы из кожи своими руками фото
Ремонт пылесоса ровента своими руками видео
Своими руками что подарить на новый год
Как на телефоне сделать фронтальную камеру лучше